Парламентская газета,
10 декабря 2010 г.
Оборотная сторона гонки за прибылью
812 просмотров
Авиационные специалисты не склонны к тому, чтобы ругать самолёты отечественного производства. У того же Ту-154М, по их оценкам, запас лётной прочности на 30 процентов превышает тот же параметр аналогичных зарубежных лайнеров.
Правда, дребезжащий салон нашей «тушки», с продавленными сиденьями и стойким запахом туалета, слабо соотносится с его надёжностью, во всяком случае в восприятии пассажира. Но самолёт ведь не театр, который начинается с вешалки, и «разболтанность» царящей в нём атмосферы можно пережить. Главное, с точки зрения пассажира, чтобы лайнер взлетел и благополучно приземлился в пункте назначения, что в основном и случается. Остальное – не пассажирская, что называется, головная боль.
Однако авиапроисшествия и катастрофы последнего времени дали нам дополнительное свидетельство того, что не всё ладно в стане авиаперевозчиков. Что происходит за кулисами гражданской авиации, которой ежедневно десятки тысяч людей доверяют свои жизни? И насколько каждый из нас, севший в лайнер и пристегнувший ремни безопасности, защищён от пресловутого человеческого фактора – основной причины лётных инцидентов?
В общем и целом картина вырисовывается нерадостная, хотя известно, что авиационные катастрофы уносят куда как меньше жизней, чем аварии на дорогах. Но от этого не легче, если учитывать не только людские потери, но и особый резонанс любого авиапроисшествия. Беда только в том, что всякий раз выявляемые в ходе проверок и расследований системные причины таких происшествий либо быстро теряют актуальность, либо устраняются только там, где их выявили. Сама же болезнь, похоже, по-прежнему «живёт» в системе авиаперевозок.
Речь прежде всего о непомерном количестве этих перевозчиков – больших и малых, богатых и бедных, по-разному организованных, но одинаково нацеленных на извлечение прибыли, поскольку, как ни крути, это бизнес. Зачастую он напоминает ларёчный, во главу угла деятельности которого поставлено незабвенное: «экономика должна быть экономной», причём любой ценой. Если вспомнить выводы Международного авиационного комитета после расследования катастрофы «Боинга-737» под Пермью двухгодичной давности, лётчики «завалили» исправный самолёт, в частности потому, что имели недостаточный уровень подготовки его управлением. Местная авиакомпания экономила, на чём могла – и на обучении, и на самих лётчиках, поскольку их гоняли в рейсы не жалеючи.
Примерно та же картина выявилась после чудесной посадки Ту-154М под Ижмой, хотя в этом происшествии опять же чудесным образом никто не пострадал. Притом что квалификация пилотов, умудрившихся посадить тяжёлую машину фактически в тайге, говорит сама за себя. Впрочем, и первопричины упомянутой аварийной посадки сугубо «экономические». Столь редкое техническое явление, как тепловой разгон аккумуляторов, который обесточил лайнер, оказывается, отнюдь не редкость для крайне изношенных батарей. Зачем и почему авиакомпания сэкономила на батареях, покажет разбирательство, которое ещё не закончено. Хотя ответ на этот вопрос понятен и без особого разбирательства.
Наконец, последний случай – с жёстким приземлением в Домодедове лайнера «Авиалиний Дагестана», которое произошло из-за последовательного отказа двигателей. Поскольку версия с некачественным топливом оказалась несостоятельной, а экипаж имеет за плечами приличную школу лётной подготовки, особое внимание скорее всего будет уделено двигателям. А точнее, тому, кто и чем их ремонтировал и как готовил к полёту. Нынче, конечно, сложно представить, чтобы двигатели, как и в девяностых годах, комплектовали кустарными (из экономии) деталями или запчастями. Но для небольшой авиакомпании, как ни крути, это хороший способ снизить издержки. Тем более что она не единожды была замечена в эксплуатации технически проблемных самолётов: за последние три года это уже четвёртая аварийная посадка машины «Авиалиний Дагестана».
Очевидно, что иной она быть и не может – оборотная сторона гонки за прибылью в авиационной отрасли, на которую прежде чаще обращала внимание Федеральная антимонопольная служба, а совсем недавно – и Председатель Правительства России. Хотя не только стремление к длинному рублю поднимает градус безалаберности, воцарившийся в авиаперевозках.
Известно, например, что на сегодня – это единственный вид перевозок, владельцам которых вменено обязательное страхование гражданской ответственности перед пассажирами. Государственные резоны, когда эта норма закреплялась в Воздушном кодексе, понять можно. В случае чрезвычайных происшествий не всё же брать на свои плечи (пусть и страховщики раскошеливаются), поскольку суммы страховых выплат, которые не стоит путать с государственными компенсациями, нынче составляют до двух миллионов рублей за каждого пострадавшего. Но эта мера не решает главного вопроса – вопроса ответственности (хотя бы финансовой) самого перевозчика.
Страховщики не дадут соврать: владелец самолёта, заботясь о наших с вами жизнях, думает только о том, как сделать страховые взносы минимальными, а потом включить их в стоимость билетов. Ему не интересны содержание самого страхования, степень собственных рисков или объёмы страховой защиты. Закон требует – перевозчик исполняет. И он только тогда перестанет формально к этому относиться, когда перед ним замаячат реальные перспективы расплаты. Когда он вынужден будет просчитывать последствия «экономии» на самолётах, обслуживании и экипажах. Когда дозреет до мысли, что свою гражданскую ответственность перед пассажирами лучше страховать по добровольному волеизъявлению, со всем сопутствующим такому волеизъявлению набором собственных осознанных и взвешенных резонов. Вот только скоро ли произойдёт смена страховых ориентиров, если над авиаперевозчиками ничего не каплет? Это большой вопрос. В некотором смысле – вопрос жизни и смерти.
Марат АБДУЛЛАЕВ
Вся пресса за 10 декабря 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Авиационное страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|